понедельник, 30 марта 2009 г.

Возвращаются все, кроме тех кто милей...

Мы спали в одной комнатке. В уголке висела иконка-ложился и просыпался с молитвой. Было очень уютно и спокойно.
Бабушку похоронили, когда я перешёл в пятый класс. До сих пор помню её руки-они совсем другие-руки родного, слепого человека. Они так много и ласково говорят, что потом с трудом привыкаешь к словам. Руки честнее-я не верил, что она меня не видит.
В молодости баба-Маня (Мария Алексеевна) была заядлой рыбачкой. Жили за Ангарой, в красивейшей деревне. Пчёлы, кони, всякая деревенская живность, земля...и рыбалка.
Огурцы солили бочками, опускали в ледяные ключи-вся деревня в одном месте, а зимой торговали в Иркутске. Хватало до весны-хрустели, как только с грядки. Повторить никому не удавалось, тем более сейчас. Рецепт утерян безвозвратно.
Ангара летела стремительно, бурлила порогами, на заре играла огромными тайменями, мощными линками, древними осетрами, неугомонным хариусом и всякой другой рыбёшкой.
Байкал ещё не заткнули бетонными пробками плотин-он свободно гулял до своего друга-Океана. Это он сейчас, как лев в клетке-и рык по слабее, и шерсть свалялась, и запашок не свежий-и всё не так... Нам хватит-полюбуемся в пол глаза на его страдания. А вдруг - вспомнит, что он лев- снесёт... и восстановит Земные законы в своих владениях.
Однажды, на зорьке бабушкину лодку подхватил таймень. Туман, тишина-на реке никого, а он приподнялся над водой, оголил свою спину исполина и рванул на пороги.
Снасть тройку лошадей выдержит-о ноже и не вспомнила, летит как на катере-жуть.
Когда у порогов притормозил-заверещала оглушительным писком. Таймень присмотрелся-баба! Ах ты кухарка в сапогах-я тебе устрою рыбалку и понёс. Деревенские высыпали на берег-по реке лодка над водой летит, баба писком исходит-надо спасать.
Кого? Да лучше бы тайменя. Потом сами выловим, а то опозорит, осрамит на всю Сибирь-Матушку.
Но моя бабуля решила-не сдамся-победю злодея. Гуляла вся деревня-решили славу поделить поровну-мужики всё же свои-родные. Когда везли на телеге-хвостяра свисал на пол метра.
Это тоже из моего детства. И правда, сколько там интересного, чистого и что-то ещё, но не улавливаю-ускользает.

6 комментариев:

  1. Настолько проникновенно...
    Сердечко съеживается...

    ОтветитьУдалить
  2. И правда, начинаешь вспоминать и удивляешься-ничего не забыто, а чем дальше живёшь, тем ярче детские воспоминания.

    ОтветитьУдалить
  3. Мой отец, когда был маленьким, ходил тоже на рыбалку со свои дедо. Дед тоже был слепым. Они также рыбачили и их таймень возил по Селенге. В те годы это была судоходная и очень бурная река.
    И я как будто вновь услышала рассказ отца. Действительно детские впечатления очень сильные и остаются на долгие годы. Сразу после окончания 8 класса, мне тогда было 15 лет я ездила в гости в Осу Иркутской области. Деревны расположена на Ангаре-действительно впечатляет.А в Усолье Сибирском жила папина двоюродная сестра Лиза, правда фамилию её я не знаю, хотя девичья наверное Кузьмина?

    ОтветитьУдалить
  4. Извини за опечатки, сильно торопилась поделиться, чтобы мысль не убежала.

    ОтветитьУдалить
  5. Земляки...Осу знаю хорошо. У меня там друг живёт-красивое место. Ангара, в том месте широченная и рыбка там водится. У тебя Лиза Кузьмина, а у меня Друг-Володя Кузиков. Не родственники случайно?
    За стихи-от всей Души-спасибо. Ты-талантище, дорога Елена.

    ОтветитьУдалить
  6. Володю Кузикова я не знаю, а вот Володя Кузьмин - мой родной,старший брат-твой ровестник и Миши Зубарева одноклассник.

    ОтветитьУдалить